- Производитель: Del Prado
- Масштаб: 1:30-32 (54 мм)
- Материал: Олово
- Временная принадлежность: Вторая Мировая война
Историческая справка: История США – это в том числе и история непростых взаимоотношений между расами. После отмены рабства стране предстоял (и предстоит) еще долгий путь к равенству черных и белых. Негры, обретшие формальную свободу, не имели доступа ко многим профессиям, среди которых была и профессия военного летчика. Заключение Военного министерства от 1925 г. гласило: «Негры не годятся для службы в боевых частях и особенно в ВВС США в силу врожденного недостатка интеллекта и лидерских качеств».
И тем не менее в истории навсегда останется имя не просто летчика, а аса Второй мировой войны –чернокожего Ли Арчера. Он родился 6 сентября 1919 г. в городке Йонкерс, штат Нью-Йорк. Вскоре семья переехала в Гарлем, где будущий ас и провел свое детство. Будучи уже с юных лет амбициозным, он не стал учиться на плотника или слесаря, а поступил в Нью-Йоркский университет, чтобы стать специалистом по международным отношениям. Однако война внесла в его планы свои коррективы – Арчер решил пойти в армию и обязательно в качестве пилота: а самолетах он мечтал уже давно. Ему, естественно, было отказано «в силу врожденного недостатка интеллекта», и Ли Арчер оказался в Джорджии в качестве простого связиста. Тем временем, в июне 1941 г., после нападения Германии на СССР, стало очевидно, что война будет намного дольше и серьезнее, чем казалось сначала, и потребует больше человеческих ресурсов. Конгресс США принял ряд законов, которые давали чернокожим доступ почти ко всем военным специальностям, но только при условии полной сегрегации. Так появилась первая в истории тренировочная площадка для чернокожих военных пилотов – аэродром в Таскиги, штат Алабама. Служившие там станут впоследствии знаменитыми «парнями из Таскиги».
Ли Арчер начал свое перевоплощение в одного из них в декабре 1942 г. Обучение он закончил первым в группе, получив самолет и звание лейтенанта 28 июля 1943 г. Приписанный к 302-й эскадрилье, он отравился в Италию в феврале 1944. Начинал летать на самолетах «Белл P-39 Аэрокобра», затем были «Р-51 Мустанг», т.н. «красные хвосты». Основной их задачей было сопровождение звеньев тяжелых бомбардировщиков, и стоит сказать, со своей задачей пилоты справлялись отлично. Так, 18 июля 1944 г. «краснохвостые» сопровождали группу В-24 в небе над южной Германией и были атакованы «Мессершмитами -109». В этом бою «парни из Таскиги» сбили 11 Ме-109, не потеряв ни одного своего. Один из этих сбитых вражеских самолетов был заслугой Ли Арчера.
В октябре 1944 г. бои в боях над Венгрией чернокожий пилот отличился снова. За один короткий (около 10 минут) бой он смог подбить три из четырех «Мессеров», сопровождавших вражеский бомбардировщик. Всего на счету Ли Арчера 169 боевых вылета, 5 сбитых самолетов (1 из них долго оспаривался другим пилотом), участие в боевых операциях над нефтяными полями Румынии, локомотивными депо Австрии, крупнейшими городами Германии, такими, как Мюнхен.
Заслужив Крест летных заслуг, он возвратился в 1945 г. на родину, и с грустью обнаружил, что там ничего особо не изменилось. «После того, как я посадил самолет, я увидел крупную надпись: «Цветные военнослужащие – направо, белые – налево»», — рассказывал он много лет спустя в интервью газете «Чикаго Трибьюн». Тем не менее, Ли Арчер, единственный чернокожий ас Второй мировой, не ушел из ВВС. Он служил до 1970 г, участвовал в нескольких операциях Корейской войны, был на дипломатической службе и дождался, наконец, расовой десегрегации вооруженных сил. Вышел в отставку в чине подполковника и занялся бизнесом: сначала работал в компании «Дженерал Фудс», где смог дойти до должности вице-президента (одного из первых чернокожих в стране), а в 1987 г. открыл свое собственное дело. Сослуживцы и коллеги отзывались о нем как о «удивительно компетентном, упрямом человеке с золотым сердцем, который уважал других и всегда мог заставить уважать себя». Успешным он был не только в карьере – он очень любил свою семью: жену Айну, чье имя украшало капот его «Мустанга» и четверых детей.
Полный энергии и жажды деятельности, он постоянно участвовал в разного рода мероприятиях: встречах с молодыми летчиками, официальных церемониях (так, он вместе с другими «парнями из Таскиги» присутствовал на инаугурации президента Обамы), даже согласился стать консультантом в фильме о эскадрилье «краснохвостых». Но здоровье его быстро ухудшалось, и 27 января 2010 г., в возрасте 90 лет, Ли Арчер, переживший свою супругу, скончался в больнице.