БТ-2 (Быстроходный Танк) — легкий советский колесно-гусеничный танк.
- Прародитель: американский танк Уолтера Кристи M.1931
- Дальнейшее развитие: БТ-5; БТ-7; Т-34
- Родственники: Британский крейсерский танк Cruiser MK-3
В 1929 Революционный Военный Совет СССР утвердил документ, на многие годы вперед определявший концепции развития бронетанковых сил Красной Армии – «Система танко-тракторного автоброневого вооружения РККА». Параллельно с этим активно продвигалась «теория глобальной наступательной операции» как основная часть военной доктрины Советского государства, подразумевавшая многократное увеличение бронетанковых войск.
В начале 1930 года комиссия под руководством начальника управления моторизации и механизации РККА Иннокентия Андреевича Халепского отправилась за рубеж с целью ознакомления с образцами иностранной техники и возможностью их закупки с сопутствующей технологической документацией для налаживания серийного производства в СССР.
Летом 1930 года в США состоялась встреча советской делегации с американским конструктором Уолтером Кристи, на которой советской стороне была представлена новая разработка Кристи – танк М.1931.
*До середины XX века в СССР современные США называли САСШ (Северо-Американские соединенные штаты).
Поначалу советскую делегацию не заинтересовал необычный танк, так как он выходил за рамки установленной концепции танко-тракторного вооружения РККА. Но вскоре появилась информация, что Кристи так же ведет переговоры с польской делегацией. На то время Польша входила в список злейших врагов Советского государства, и допустить попадания в польскую армию новой машины было категорически нельзя.
Между сторонами был заключен договор на поставку двух танков Кристи в Советский Союз. Так же Кристи обязывался предоставлять информацию о дальнейшей модернизации танка и передать сопутствующие технологические документы. Стоимость сделки составила $160.000, из них $60.000 непосредственно за оба танка и запасные части к ним и $100.000 за технологическую документацию и патенты на производство.
*Для сравнения: средняя зарплата учителя в государственной школе в США составляла около 500$ в год. А вышедший в 33 году FORD B (V8) можно было купить за 480$.
В декабре 1930 года танки были отправлены в СССР. О сделке был заблаговременно информирован Государственный Департамент США и получены все необходимые разрешения.
Американский конструктор не до конца выполнил свою часть соглашения. В СССР танки прибыли без башен и вооружения, сопутствующая технологическая документация так же была не полной. За это с Кристи удержали $25.000.
*На отлично сработала Советская разведка: недостающая документация была тайно приобретена у сотрудников к/б Кристи.
Спустя какое-то время Кристи самостоятельно обратился к советской стороне с предложением о приобретении его нового танка М.1932, имеющего еще более выдающиеся скоростные характеристики. Летом 1932 года машина была переправлена в СССР (в этот раз уже в тайне, так как ГосДеп США запретил сделку).
Несмотря на свои на самом деле выдающиеся показатели в скорости «Летающий Танк Кристи» М.1932 оказался слишком ненадежным, и в серийное производство не пошел. Единственный экземпляр, получивший название БТ-32 был показан в 1933 года в Харькове на параде в честь Октябрьской Революции.
*M.1932 с 750-сильным двигателем мог развивать скорость до 190км/ч
21 ноября 1930 года танк Кристи М.1931 был принят Революционным Военным Советом СССР для серийного выпуска. Два опытных образца прибыли в СССР только весной 1931 года, т.е. решение о серийном выпуске было принято ДО фактического получения американских танков.
Начался процесс освоения производства на промышленных мощностях Советского союза. С 21 мая 1931 года новая машина с индексом БТ-2 (Быстроходный Танк) начала собираться на Харьковском паровозостроительном заводе. Башня единого образца производилась на Ижорском и Мариупольском заводах. Во внутризаводской документации два опытных танка M.1931 проходили как «Оригинал I» и «Оригинал II». По некоторым данным им так же был присвоен индекс БТ-1.
В Харькове, 7 ноября 1931 на параде в честь годовщины Октябрьской Революции, 3 первые танка БТ-2 были показаны широкому зрителю. История получилась не очень красивая, т.к. один танк просто не доехал до места проведения парада (возгорание двигателя), два же других с трудом смогли покинуть улицы города из за неполадок в коробке передач.
Первые серийные танки БТ-2 поступили в РККА 1932 году. Низкое качество сборки, дефицит запасных частей, ненадежный двигатель и, как следствие, противоречивая реакция в войсках, но в целом машина была принята. В первую очередь, благодаря своим прекрасным динамическим характеристикам.
Во время учений 1935 года один из танков БТ-2 совершил прыжок на 40 метров. Это привело в восторг всех наблюдателей. Как после такого прыжка себя чувствовали танкисты – не уточняется.
Двигатель БТ-2
На БТ-2 устанавливались отлетавшие свой ресурс и прошедшие капитальный ремонт авиационные двигатели – американский V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный L-12 «Либерти» или его отечественный аналог М-5-400. Мощность: 1650 об/мин, 400 л.с.
*М-5 был снят с серийного производства еще в 1930 году, в связи с чем в США было закуплено 2 тысячи б/у «Либерти».
Идеи об установке на танк другого, находящегося в серийном производстве, авиационного двигателя М-17 не находили поддержки, т.к. вышеупомянутых М-17 не хватало даже на нужды авиации.
В 1933 году начались испытания машины с экспериментальным дизельным двигателем БД-2 (Быстроходный Дизель) ~360 л. с. Дизельный двигатель снижал вероятность возгорания, возрастал запас хода и общая надежность. Опытный образец танка получил индекс БДТ-1.
Только в 1939 году сильно модифицированный БД-2 с новым индексом В-2 (500 л.с., при 1800 об/мин) ушел в серийное производство. Устанавливался на танки БТ-7М.
*Соотношении лошадиных сил на тонну веса у БТ-2 составляло 35,4.
Для сравнения, у современного Т-90А этот показатель равен 21,5 лс/т, а у американского Абрамс М1А2 — 24,1 лс/т.
Ходовая часть БТ-2
- Ведущие колеса – задние, диаметром 640мм.
- Опорные катки – 4 с каждого борта, диаметром 815 мм.
- Два направляющих катка-ленивца, используемые для натяжения гусеничной цепи.
- Опорные катки и катки-ленивцы были обрезинены.
Танк БТ-2 имел два типа движителя – гусеничный и колесный. Для перехода с гусеничного на колесный ход необходимо было снять гусеничные цепи, закрепить их на надгусеничных полках и установить блокировочные кольца на ступицы задних опорных катков (4-ю пару). Вращение передавалось через редуктор (гитару) с ведущих задних колес. Для управления на гусеничном ходу использовались рычаги, на колесном ходу — руль.
Каждая гусеничная цепь состояла из 46 траков (23 плоских трака и 23 трака с гребнем).
Ширина трака — 260мм.
Процесс перехода с гусеничного на колесный ход занимал чуть более получаса.
Максимальная скорость на гусеничном ходу составляла 52 км/ч, на колесном – 72 км/ч. Оптимальным показателям скорости для БТ-2 было 25-30 км/ч как на гусеничном, так и на колесном ходу. Такой темп позволял максимально долго сберечь низкокачественные траки и шины.
ТТХ серийных БТ-2
- Экипаж: 2 человека
- Боевая масса: 11,3 т.
- Габариты:
- Длина корпуса: 5350 мм
- Ширина корпуса: 2230 мм
- Высота: 2160 мм
- Клиренс: 350 мм
- Толщина брони:
- Лоб: 13мм.
- Борт: 13мм.
- Корма: 10 мм.
- Крыша: 10 мм.
- Днище: 6 мм.
- Башня – 13 мм во всех проекциях.
- Двигатель:
- L-12 «Либерти» или М-5-400
- Мощность: 1650 об/мин, 400 л.с.
- Движитель:
- Гусеничный или колесный ход
- Максимальная скорость:
- На гусеничном ходу – 52 км/ч.
- На колесном ходу — 72 км/ч.
- Запас хода:
- На колесном ходу: ~200 км.
- На гусеничном ходу: 120 км – 150 км.
- Преодоление препятствий:
- Угол подъема: 42
- Высота стенки: 0,55 м.
- Ширина рва: 2 — 2,5 м.
*разные источники дают значения в этом диапазоне - Глубина брода: 1 м.
Варианты вооружения БТ-2
- 37-мм танковая пушка Б-3 (заводской индекс 5-К).
БТ-2 планировалось оснащать 37-мм пушкой в спаренной установке с пулеметом ДТ, однако из за возникших трудностей в производстве, первые 60 экземпляров были выпущены без пулеметного вооружения. - 37-мм танковая пушка Б-3 и пулемет ДТ в раздельных установках.
Т.к. технически не удалось разместить пушку и пулемет в спаренной установке, конструкция башни была изменена, и пулемет разместили в отдельной шаровой установке справа от основного орудия. - 7,62-мм спаренные пулеметы ДА-2.
- 7,62-мм спаренные пулеметы ДА-2 в одной установке и одиночный ДТ в другой.
*Танков БТ-2 с пулеметным вооружением было выпущено больше, чем с пушечным.
Экспериментальный образец: 45-мм пушка 20-К и пулемет ДТ в одной установке.
Более мощное орудие требовало увеличения объема башни. Все попытки переработать стандартную башню (цилиндрической формы, клёпаную, со скосом спереди сверху) не увенчались успехом. В последствии, заменив башню на другую (большего объема, с кормовой нишей) удалось провести успешные испытания. В 1933 году машина с 45-мм пушкой пошла в серийное производство, но уже с индексом БТ-5.
При этом не прекращались попытки установить на БТ-2 76-мм пушку.
Из множества вариантов лишь несколько идей нашли свое воплощение в единичных экспериментальных машинах. Ни одна из них, в последствие, не вошла в серийное производство.
В самом необычном варианте на танк предлагалось устанавливать не только 76-мм пушки и пулемет ДТ в башне, но и 37-мм пушку и ДТ в корпусе. Экипаж увеличивался до 3х человек, масса танка возрастала до 14 т, толщина бронирования в основных проекциях увеличивалась до 20мм. Танк получил название Д-38. Была подготовлена вся документация и даже построен макет в натуральную величину. Однако комиссия из Управления моторизации и механизации РККА признала проект неудовлетворительным.
Дальнейшие работы над танком с индексом Д-38 привели к отказу от размещения 37-мм пушки в корпусе. В новой, увеличенной башне разместилась 76-мм полковая пушка с укороченной длиной отката и пулемет ДТ в отдельной установке. Был построен единственный действующий образец.
Совсем уже невероятным кажется проект, по которому БТ-2 пытались оснастить 203-мм безоткатной пушкой Леонида Васильевича Курчевского. По одним источникам проект был свернут еще на стадии разработки документации. По другим – что был построен единственный экспериментальный танк с индексом БТ-203, который был забракован после полевых испытаний.
Информации по проекту БТ-203 очень мало. Единственное упоминание в печатной литературе встречается в книге Вячеслава Олеговича Шпаковского «Танки. Уникальные и парадоксальные».
- 37-мм пушка Б-3 (5-К)
- Калибр: 35 мм.
- Длина ствола: 45 калибров
- Начальная скорость: 700 м/с.
- Углы наведения по вертикали: от −8 до +25 градусов
- Прицел: телескопический
- Скорострельность: до 12 выстр/мин.
- Наибольшая дальность стрельбы: 2000 м.
- Приводы наведения: ручные
- Пулемет ДТ:
(Дегтярёва Танковый)- Масса: 8,3 кг.
- Длина: 1250 мм.
- Патрон: 7,62×54 мм.
- Дисковый магазин: 63 патрона.
- Скорострельность: 600 выстрелов/мин.
- Начальная скорость пули: 840 м/с.
- Прицельная дальность: 800 м.
- Пулемет ДА:
(Дегтярёва Авиационный)- Масса без магазина: 7,1 кг.
- Длина: 940 мм.
- Патрон: 7,62×54 мм.
- Дисковый магазин: 63 патрона.
- Скорострельность: 600 выстрелов/мин.
- Начальная скорость пули: 840 м/с.
- Прицельная дальность: 800 м.
Боекомплект пушки составлял 92 выстрела, боекомплект пулеметов в зависимости от варианта вооружения не изменялись, и всегда составлял 2709 патронов
*Пулеметы ДТ и ДА были разработаны на базе пулемета ДП (Дегтярёва Пехотный).
ДТ от ДП отличало: выдвижной металлический приклад, диоптрический прицел, увеличенный магазин.
ДА от ДП отличало: отсутствие защитного кожуха, увеличенный магазин, приклад заменен двумя рукоятями (верхней и нижней).
ДА-2 представлял собой два соединенных ДА. Имел параллельный спуск, верхние рукояти заменены на общий плечевой упор и подщечник, на стволах устанавливался дульный тормоз.
Отличия танка Кристи M.1931 от БТ-2
- Цепная передача, соединяющая ведущее колесо гусеничного хода с задним опорным катком (выступающим в роле ведущего при колесном ходе), заменена на коробчатую (т.н. «Гитара»), что увеличило надежность.
- Заново сконструированная башня.
- Нос танка приобрел форму усеченной пирамиды (вместо остроконечной пирамиды у M.1931). Появились буксировочные крючья.
- Изменен люк посадки механика-водителя.
- С 1933 года на БТ-2 начали устанавливаться облегченные штампованные катки.
Основные недостатки БТ-2, выявленные в полевых условиях
- Ненадежность двигателя и высокая пожароопасность.
- Плохая заводская сборка.
- Низкое качество стали, применяемой для изготовления траков, приводило к их регулярному разрушению. При этом запасные траки были крайне дефицитными. Так, за первое полугодие 1933 года в СССР было выпущено 80 (восемьдесят) запасных траков для гусеничных цепей БТ.
- Низкое качество резины приводило к случаям раннего разрушения бандажей на опорных катках.
- Плохая обитаемость машины. К общей тесноте добавлялись невыносимая жара летом и холод зимой.
Боевое применение БТ-2
Боевое крещение БТ-2 получил в освободительном походе на Западную Беларусь и Западную Украину (17-29 сентября 1939 гг).
- 44 танковый полк 3 кавалерийская дивизия – 34 танка БТ-2 – без потерь.
- 32 танковый полк 5 кавалерийская дивизия – 35 танков БТ-2 и БТ-5 – без потерь.
- 42 танковый полк 4 кавалерийский корпус – 41 танк БТ-2 – потери: 3 танка.
Затем БТ-2 использовался в «Зимней войне» с Финляндией (30 ноября 1939 года — 12 марта 1940 года).
*Достоверных фактов того, что именно БТ-2 принимали участие в конфликте на реке Халхин-Гол (11 мая — 16 сентября 1939 года) найти не удалось. В большинстве документов говорится о БТ-5 и БТ-7.
К середине 1940 года все остававшиеся в РККА БТ-2 (546 единиц) были переведены в учебные парки войсковых частей, где должны были дослужить оставшийся им ресурс и уйти на покой. За без малого десятилетие военной службы, машина с противопульным бронированием и 37-мм пушкой устарела и не могла наравне конкурировать с современными западноевропейскими танками типа немецкого Pz.KPFW III.
С началом Великой Отечественной войны танки-ветераны вновь приняли участие в боях. Большинство БТ-2 были потеряны еще в первые месяцы войны, однако, единичным экземплярам удалось «дожить» до середины 42 года. Так на 1 апреля 1942 года в 106-м отдельном танковом батальоне 23-й армии числилось 11 боеспособных БТ-2 и 4 танка на ремонте; на 1 июня 1942 в составе 3-го отдельного разведывательного батальона 42-й армии было 15 танков БТ-2; на 1 сентября 1942 года в составе 86-го отдельного танкового батальона 55-й армии — 10 БТ-2. К лету 1943 года в частях Ленинградского фронта оставалось 12 БТ-2.
К сожалению, на сегодняшний день из 620 выпущенных БТ-2 ни одного полностью аутентичного экземпляра не сохранилось.
Мифы и заблуждения о БТ-2
- В некоторых источниках можно встретить информацию, что прообразом для БТ-2 стали модели Кристи M.1940. Это не совсем правильно. Уолтер Кристи возлагал большие надежды на разработанную в 1928 году модель танка М.1928. Он называл прототип «Танк десятилетия» и присвоил ему соответствующее громкое неофициальное название «Model 1940». Однако, прототип «Танка Десятилетия» подвергся сильной критике со стороны американских военных и не пошел в серийное производство. К 1931 году Кристи модернизировал М.1928 «Model 1940». Модернизированная модель получила индекс М.1931. Именно на основе М.1931 стали собираться БТ-2. Танк Кристи с официальным названием М.1940 увидел свет только в 1937 году.
- Два М.1931 Кристи попали в Советский союз легально, с разрешения Госдепартамента США, а не под видом тракторов в обстановке секретности.
- На БТ-2 никогда не устанавливались две башни. Часто встречающийся на просторах сети материал о БТ-4 – машине на базе БТ-2 с двумя башнями есть не более чем вымысел. На ХПЗ реально существовали планы по производству машины с индексом БТ-4, однако ее единственным отличием от БТ-2 был клёпано-сварной корпус (на БТ-2 корпус был клёпаный), упрощенные надгусеничные полки и изменённый буксировочный зацеп. Фотографии двухбашенного БТ — качественный, но монтаж.
- Экипаж серийных БТ-2 состоял только из двух человек. Никогда в БТ-2 не находился третий член экипажа.
- Никогда на БТ-2 не устанавливалась радиостанция.
Интересные ссылки по теме
- Две отличные большие статьи на Aviarmor о БТ-2 и M.1931
- Взгляд на БТ-2 от сайта Warspot
- БТ-2 в разрезе. Схема расположения основных узлов и агрегатов
- 5-минутное видео из цикла «Броня России» о БТ-2
- «Хулиганская» сборная модель двухбашенного БТ-4 от компании Zebrano. Строго для опытных моделистов :-)